Функции отделения
Отделение осуществляет следующие функции:
- Осуществление диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при заболеваниях терапевтического профиля, не требующих нахождения пациента в специализированном отделении для оказания медицинской помощи по профилю «Терапия»
- Выявление у пациента медицинских показаний и подготовка к проведению специализированных лечебно-диагностических процедур с последующим переводом для их выполнения и дальнейшего лечения в специализированное отделение для оказания медицинской помощи по профилю «Терапия» или отделение хирургического профиля
- Осуществление реабилитации пациентов в стационарных условиях после основного лечения, в том числе хирургического и иного интервенционного, в специализированном отделении
- Разработка и проведение мероприятий по повышению качества лечебно-диагностического процесса и внедрению в практику новых методов диагностики, лечения и реабилитации пациентов по профилю «Терапия»
- Проведение санитарно-просветительной работы с пациентами, обучение их правилам первой помощи при неотложных состояниях, вероятность развития которых у них наиболее высокая
- Оказание консультативной помощи врачам и иным медицинским работникам других подразделений медицинских организаций по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний по профилю «Терапия»
- Осуществление экспертизы временной нетрудоспособности
- Ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации
- Участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием по вопросам оказания медицинской помощи по профилю «Терапия»
Отделение для обеспечения своей деятельности использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой оно создано.
Структура отделения
В структуре отделения рекомендуется предусматривать:
- Палату интенсивной терапии
- Кабинет заведующего
- Кабинет для врачей
- Процедурную
В отделении рекомендуется предусматривать:
- Палаты для больных
- Комнату для хранения медицинского оборудования
- Комнату для медицинских работников
- Кабинет старшей медицинской сестры
- Помещение сестры-хозяйки
- Помещение для осмотра больных
- Буфетную и раздаточную
- Помещение для хранения чистого белья
- Помещение для сбора грязного белья
- Душевую и туалет для медицинских работников
- Душевые и туалеты для больных
- Санитарную комнату
- Комнату для посетителей
- Учебный класс клинической базы
Требования к отделению
Размещение помещений медицинской организации должно обеспечивать соблюдение требований к последовательности (поточности) технологических процессов обработки оборудования, инвентаря, материалов.
Палатные отделения, отделения лучевой диагностики, отделение терапии, лаборатории, производственные, складские, хозяйственные, подсобные и административно-бытовые помещения столовой (далее - пищеблок), центральное стерилизационное отделение, аптечная организация, прачечная не должны быть проходными.
Для приема, лечения и временной изоляции пациентов с инфекционными заболеваниями или подозрением на них в медицинских организациях, оказывающих помощь в стационарных условиях, оборудуются приемно-смотровые боксы, боксы или боксированные палаты.
В медицинских организациях, в которых проводятся парентеральные манипуляции с применением многоразового медицинского инструмента, должны быть центральные стерилизационные отделения, площадь и состав которых определяется в соответствии с настоящими правилами.
В медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, для обработки постельных принадлежностей должно быть дезинфекционное структурное подразделение, либо обработка может проводиться в иных организациях, имеющих дезинфекционные камеры.
Пищеблок медицинских организаций должен располагаться в изолированном блоке помещений и быть оборудован автономной системой приточно-вытяжной вентиляции. В инфекционных стационарах входы в пищеблок из транспортных тоннелей и коридоров должны иметь пространство, предназначенное для разделения воздушных сред помещений при входе в них, с вентиляцией (далее - шлюз) и подпором воздуха.
Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях (помещениях) медицинских организаций для пациентов при палатах должны быть санитарные узлы, оснащенные раковиной, унитазом, душевой установкой. Двери в санузлах для пациентов должны открываться наружу.
К палатным отделениям стационаров общесоматического профиля предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования: палатная секция должна быть непроходной; при входе в палатное отделение, палатную секцию должен быть шлюз.
Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях, строениях, сооружениях медицинских организаций для тяжелобольных пациентов должны быть оборудованы ванные комнаты с подъемниками и оборудованием, предназначенным для гигиенической обработки пациентов.
Для обеспечения защиты пациентов и персонала от ИСМП следует использовать различные формы пространственной изоляции: уменьшение мощности палатных отделений; деление палатных отделений на секции; ограничение вместимости палат одной-двумя койками.
При входе с лестниц и из лифтов в палатные секции, операционные блоки, секции реанимации и интенсивной терапии, а также в зону для исследований лабораторий следует предусматривать шлюз или лифтовой холл.
Площадь и габариты палат необходимо определять исходя из требования подхода к кровати больного с трех сторон (двух боковых и торцевой со стороны ног). К койкам жилых комнат санатория, психиатрическим (кроме наблюдательных) и койкам сопровождающих больного (матерей в палатах совместного пребывания матери и ребенка и др.) указанное требование не предъявляется. Расстояние от торца койки до торца другой койки или стены палаты должно быть не менее 1,2 м. Расстояние между длинными сторонами рядом стоящих коек должно быть не менее 0,8 м, а в палатах восстановительного лечения, нейрохирургических, ортопедо-травматологических, ожоговых, медико-социальных и палатах для больных, передвигающихся с помощью кресел-колясок - не менее 1,2 м, до стен с окнами - 0,9 м. Вместимость палат палатных отделений должна быть не более четырех коек. Вместимость палат для новорожденных, послеоперационных, палат реанимации и интенсивной терапии должна быть не более 12 коек, психиатрических наблюдательных - не более 6 коек. Вместимость помещений для лечебных процедур дневных стационаров должна быть не более 10 мест.
Количество пассажирских, грузовых и больничных лифтов определяется технологическим заданием в зависимости от назначения, этажности, площади здания с учетом схемы организации основных технологических потоков (посетителей, персонала, больных и больничных грузов). При расположении палатных и других отделений выше первого этажа, куда предусматривается транспортирование больных на каталках и кроватях, следует предусматривать не менее двух больничных лифтов.
Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Число коек в секции определяется программой на проектирование. Оптимальное число коек в палатной секции - от 20 до 30. В состав палатной секции включаются палаты, посты медсестер, помещение подготовки инфузионных систем или процедурная, санитарная комната. Кроме того, в них могут быть включены вспомогательные помещения - клизменная с уборной, ванная с подъемником и другие помещения. Допускается совмещать клизменную и ванную с подъемником в одном помещении.
К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты (перевязочная, малая операционная, кабинеты функциональной диагностики, восстановительного лечения и др.), столовая с буфетной, служебные помещения (кабинет заведующего отделением, старшей медицинской сестры, помещения сестры-хозяйки, комнаты персонала). По программе на проектирование столовые и лечебно-диагностические кабинеты могут располагаться внутри секции. Общие помещения отделения целесообразно располагать между палатными секциями.